«Архыз» на грани банкротства

 

Группа компаний «Висма» — производитель минеральной воды «Архыз» задолжала кредиторам более чем внушительную сумму денег. Речь идет о 2 млрд. рублей. Безусловно, из-за кризиса рынок минеральных вод претерпел серьезные изменения, но дело не только в финансовых проблемах, но и в недальновидной политике менеджмента компании.

 

Владелец  бизнеса с милиардным оборотом и гендиректор группы «Висма» Валерий Герюгов прокомментировал ситуацию, в которой оказалось его «детище». По его словам в любом бизнесе бывают светлые и темные полосы, очевидно «Висма» сейчас переживает не лучший период.

 

В конце прошлого месяца Сбербанк подготовил иск о признании господина Герюгова банкротом. Все дело в кредите, который в свое время банк выдал компании под поручительство ее руководителя. На сегодняшний день «Висма» со всеми своими производственными активами уже находится в залоге у Сбербанка. К тому же в компании зафиксировано просто обвальное снижение объемов продаж минеральной воды ТМ «Архыз».

 

Краткий экскурс в историю бренда

 

Прежде чем начать выпуск минеральной воды, компания «Висма» специализировалась на макаронных изделиях, полиэтилене и лимонаде. Изначально господин Герюков попробовал разливать минеральную воду под ТМ «Нарзан» и «Ессентуки», но проиграл несколько подряд серьезных судебных процессов владельцу ОАО «Нарзан» Владимиру Бородавкину.

 

Разлив «Нарзана» был прекращен, но владелец компании рук не опустил, а продолжал поиски своей «золотой жилы». Источник был найден в 120 км от Черкесска, в пгт Архыз, на высоте 1507 метров над уровнем моря.

Бизнесмену понравилась минеральная вода. Благодаря своей низкой минерализации она была вполне пригодна для ежедневного употребления. Не менее привлекательной была и местность, где добывали воду — живописная северокавказская природа, вкупе с экзотическим названием («Архыз» переводят, как «Красивая девушка») давали неплохой «трамплин» для раскрутки воды.

 

Однако новый бренд не так уж легко смог завоевать популярность на рынке. У «Архыза» было немало конкурентов, как на региональном рынке, так и на столичном. Компании пришлось побороться с торговыми марками «Биба», «Пилигрим», «Святой источник», «Шишкин лес», «Aqua Minerale» и «BonAqua».

 

На помощь пришла реклама. Так, видеоролик с Арменом Джигарханяном, например, смог значительно увеличить популярность воды «Архыз» и увеличить продажи ровно вдвое.

В 2006 году «Висма» пробовала поставлять во Францию свою воду под брендом Caucasus Spring Arkhiz.

 

Несмотря на широкий выбор продукции «локомотивом» компании «Висма» оставалась минеральная вода «Архыз». Ее доля в общем объеме товаров составляла 90%, остальные 10% приходились на детскую воду «Архызик», напиток «Vitalina» со вкусом ягод и фруктов, воды «Славяновская», «Урочище долины нарзанов», энергетик «Mega Vita» и инновационный напиток «Живица» с антиоксидантами.

 

Проблемы, с которыми столкнулась компания «Висма», вполне  закономерны. Президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Дмитрий Петров отметил, что объем продаж минеральных столовых вод в этом году снизился на целых 10%.

 

Покупатели и в лучшие времена не слишком жаловали бутилированную питьевую воду. А сейчас спрос  так вообще сместился в сторону более доступных локальных торговых марок, или продукции, которую разливают непосредственно сами супермаркеты. Рынок и минеральной, и питьевой воды работает в ноль, или даже в убыток.

 

В чем же корень всех бед?

 

В подобную ситуацию «Висма» уже попадала 3 года назад. Обанкротить ее пыталась компания  «КвасКо Боттлерз», разливающая квас «Першинъ». Тогда стороны пошли на мировую и «Висма» заплатила «Кваско» 54,2 млн. руб. долга.

 

На этот раз все гораздо серьезнее. Сбербанк требует признать банкротом самого Валерия Герюгова, так как он перестал платить деньги по займам еще в ноябре позапрошлого года.

 

Господин Герюгов объясняет кризис компании "существенным падением объемов потребления". По его словам воду стали покупать в меньшем количестве еще в 2014 году. В тот момент было принято решение поднять цену на «Архыз», предложив тем самым покупателям, которые привыкли к дорогой импортной воде отечественную замену премиум-класса. Но из этого ничего не вышло. Даже снизив цену на воду, компания не добилась лояльного отношения к «Архызу» — магазины просто боятся ее приобретать, чтоб не загружать полки непопулярной продукцией.

 

Все дело в рекламе?

 

Эксперты уверены, что если бы продукция «Висма» сопровождалась грамотной поддерживающей рекламой, проблем с ее сбытом бы не было.

Есть и еще одно мнение по этому вопросу: вполне возможно, что генеральный директор «Висмы» неверно строил кадровую политику. Гергюнов слишком резко расставался с менеджерами высшего звена, когда не видел от них ожидаемой отдачи.

 

Не последнюю роль в банкротстве компании сыграло и ее размещение вдали от регионов Центрального федерального округа, — логистические затраты на доставку воды доходили до трети от стоимости продукции.

 

Свежие Видео